71-18-60



Главная Новости О садике Сотрудники Фотографии Документы Программы Родителям Воспитателям Контакты Друзья Ссылки

Реализуемые программы

 

 

Образовательная программа  

дошкольного образования 

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №158»

 

Цели и задачи реализации основной образовательной

программы дошкольного образования

 

       Образовательная Программа дошкольного учреждения разработана на основании следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в РФ:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства  образования и науки РФ от 17.10.2013 7. № 1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)
  • Приказ Минобнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (Сан ПиН 2.4.1.3049-13)
  • Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 20.05.2015 г. № 2/15)
  • Примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки»
  • Парциальными программами, реализуемыми учреждением.

 

Цели Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте 4-7 лет, предусматривающей  полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной  организации  и  родителей воспитанников. Комплексность педагогического подхода  направлена на  выравнивание  речевого и психофизического развития детей  и обеспечение их всестороннего гармоничного развития

 

Задачи реализации Программы:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремление к саморазвитию;

- поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

формирование предпосылок учебной деятельности (у детей старшего дошкольного возраста), необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.

- обеспечение  поддержки разнообразия дошкольного детства  в сетевом взаимодействии  образовательных организаций разного типа.

  •       своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и психическом развитии;
  •       создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их  интеграции в ДОО;
  •       осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и  физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  •       разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми ОВЗ, организация индивидуальной и групповой непосредственно образовательной деятельности;
  •       разработка и реализация дополнительных образовательных программ и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  •       реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;
  •       оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы и подходы к формированию

образовательной программы дошкольного образования

 

Генеральной линией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие личности ребенка, которое происходит в процессе присвоения им общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении. Все это делает содержание дошкольного образования базисным и многоаспектным (а не предметным, как в школе). В такое содержание образования входят:

— информация из разных областей действительности, которое в результате активного присвоения ребенком становится знанием (знание — субъектно);

— способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (игровой, двигательной, познавательной, речевой);

— способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях,

— набор определенных личностных качеств. К последним относятся: активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, толерантность, аккуратность и умение следить за своим внешним видом, экологически грамотно вести себя в природном окружении и т.п.

Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогической науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и создала ряд фундаментальных собственных теорий.

1. Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.), который с необходимостью предполагает, что деятельность всегда субъектна, поскольку ее строит сам ребенок: ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т.п. В дошкольном возрасте реализация деятельностного подхода имеет свою специфику — ребенок развивается только в развивающейся деятельности, поэтому основное внимание педагога направляется не столько на достижение результата (красивый рисунок, аккуратная поделка и т.п.), сколько на организацию самого процесса деятельности, который для самого ребенка имеет самоценное значение, и характеризуется многократными пробующими действиями целью нахождения решения, что приносит ему большое эмоциональное удовлетворение и формирует новые познавательные мотивы.

2. Теория А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) развития ребенка в специфически детских видах деятельности в противовес акселерации, связанной с интенсификацией обучения с целью подготовки детей к школе. А.В.Запорожец подчеркивал непреходящее значение дошкольного периода детства, в период которого закладываются такие ценнейшие человеческие качества, которые впоследствии войдут в «золотой фонд зрелой человеческой личности» (А.В.Запорожец). Особенное звучание сегодня имеют два положения этой теории.

А. О развитии и саморазвитии ребенка. Последнее связано с необходимостью создания условий для волеизъявления каждого ребенка (выбор деятельности, темы, средств, способов, партнеров и т.п.). Это позволяет развивать и поддерживать индивидуальность ребенка, его самодостаточность.

Б. О появлении «умных» эмоций, которые возникают в результате большого удовлетворения от преодоления самими детьми тех или иных трудностей, возникающих в процессе решения разного рода проблемных задач. А.В. Запорожец и Т.П. Хризман, изучая развитие эмоциональной сферы детей, показали, что эмоциональная составляющая процесса преодоления играет особую роль в познавательной активности ребенка.

3. Фундаментальное положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в развитии, которое состоит в том, что ребенок-дошкольник способен учиться «по программе взрослого» лишь в той степени, насколько эта программа становится его собственной, что возможно через создание «зоны ближайшего развития», опирающейся на потенциальные возможности ребенка, которые раскрываются и присваиваются в его совместной со взрослым деятельности. Роль взрослого велика, но она меняется в зависимости от возраста детей и, конечно же, от предлагаемого детям содержания. По отношению к детям младшего дошкольного возраста влияние взрослого носит преимущественно непосредственный характер, а старшего — более опосредованный. Опосредованное влияние осуществляется двумя основными путями:

А. Через организацию обучающегося детского сообщества (В.В.Рубцов, А.Г.Асмолов), которое позволяет каждому ребенку чувствовать себя умелым, знающим, способным за счет того, что он имеет постоянную возможность обратиться за необходимой помощью к другим детям или ко взрослому. Это снимает у детей излишнюю тревожность и формирует у ребенка чувство самодостаточностии определенной независимости, без чего невозможно говорить о полноценном личностном развитии ребенка.

Б. Через использование специально отобранных взрослым развивающих объектов для самостоятельной деятельности, обладающих свойством автодидактизма (М. Монтессори, А.П. Усова, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова). Работы по изучению «исследовательского поведения» детей (А.Н. Поддьяков) показали, что действуя с объектами, выстроенными в определенной системе, дети сами способны выделять скрытые свойства объектов и устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.

4. Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина, на которую опирается ФГОС ДО, выделяя три основных возраста (младенческий, ранний, дошкольный) с их спецификой развития на каждом этапе, которая прежде всего определяется типом ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра).

Разрабатывая программу, авторы опирались также на результаты работ М.И.Лисиной (проблемы общения), Н.М.Аксариной и Н.М.Щелованова (развитие детей раннего возраста), использовали данные своих многолетних исследований (Н.Н.Поддьяков, С.Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, К.В.Тарасова, Т.И.Осокина и др.). Коллектив авторов развивает идеи своих учителей — ученых, создавших фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания: А.В.Запорожца, А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Л.А.Венгера, Ф.А.Сохина, М.Ю.Кистяковской, Н.П.Сакулиной, А.М.Фонарева, Н.А.Ветлугиной, В.Г.Нечаевой и др.

Программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход позволяет педагогу творчески и грамотно организовывать образовательный процесс.

В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий — младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз - младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.

У каждого психологического возраста есть своя миссия, определяемая генетической задачей развития, которая появляется в результате противоречий, возникающих в системеотношений ребенок-взрослый. Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода на следующий возрастной этап.

 

Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В каждой образовательной области сформулированы общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам, и по сути дела задает конечную результативность (к 6—7 годам), а образовательные задачи и содержание образовательной работы по реализации этой общей направленности отнесены к календарным возрастам детей. Целевая направленность соответствует характеристикам образовательных областей, заданных ФГОС ДО (п. 2.6.)

Предлагаемое программное содержание включает в себя также формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания. Они отличаются многообразием: показ и объяснение, постановка задач проблемного характера, проведение экскурсий, бесед, организация детского экспериментирования как с предметными, с природными объектами, так и с текстами, использование игровых приемов, мотивирующих деятельность детей и пр. Они отвечают как возрастным особенностям детей, так и специфике освоения самого содержания, благодаря чему создаются условия для успешной реализации поставленных образовательных задач.

В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей: уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основы формирования его самосознания. В результате у детей формируется готовность к совместной деятельности; происходит становление самостоятельности, произвольности, позитивных установок к различным видам труда и творчества; а также формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В содержании образовательной области «Познавательно развитие» к главным задачам относятся: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей; формирование средств и способов познавательных действий, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.; развитие воображения, образного мышления и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Особое внимание уделяется практической деятельности по познанию разных свойств объектов, и конструированию, в процессе которого у детей формируется универсальная умственная способность по построению разных целостностей (конструкций, текстов, сюжетов и пр.) Детское экспериментирование представлено практически во всех областях как одно из важнейших средств самостоятельного познания.

Содержание области «Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и овладения речевой культурной нормой через знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров и развитие речевого творчества. Оно имеет специфику, связанную с освоением языка, словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи и обучения грамоте.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на становление эстетического отношения к окружающему миру и создание условий для формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; а также развития образного мышления, творческого воображения и эмоциональной сферы детей. Особое внимание уделяется формированию элементарных представлений о видах искусства (фольклор, литература, музыка, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) и реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Содержание этой области представлено в таких разделах как «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Художественное конструирование».

Содержанием образовательной области «Физическое развитие» является: совершенствование функциональных возможностей детского организма; приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующего правильному формированию опорно-двигательной системы организма — выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений; приобщение к некоторым доступным видам спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Реализация содержания всех образовательных областей основывается на следующих принципах:

1. Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы, прогнозировать некоторые результаты и находить творческие решения. Это обеспечивает системный подход к организации содержания.

2. Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой — существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Это активизирует у детей собственную интерпретацию разных явлений как вербальными, так и невербальными средствами. У детей развиваются широкие смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский).

3. Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления и воображения.

4. Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления.

5. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемого условиями задачи, предложенной педагогом. Широкая ориентировка в свойствах материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креативности.

6. Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.

7. Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие — на слуховое (аудиальное), а третьи — на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия.

8. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.

9. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так девочки более успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики — на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики — более выносливы и др. (Т.П. Хризман). Однако очень настораживает излишнее педалирование сегодня гендерной направленности в образовании, что может привести к искаженным представлениям.

10. Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продуктивных действия детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и продуктивных действий.

Сформулированные свыше принципы безусловно носят здоровьесберегающий характер, обеспечивая полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование базисных характеристик личности.

Основным лейтмотивом Программы является уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка с взрослым, детей между собой, диалога педагогов друг с другом и родителями. Содержание Программы предполагает также диалоги культур и поколений.

 

Значимые для разработки и реализации

образовательной программы дошкольного образования

характеристики

 

МБ ДОУ работает в режиме 5-ти дневной недели с выходными днями: суббота, воскресенье и праздничные дни. Время пребывания детей: с 7.00 до 19.00 (12 часов).

МБ ДОУ осуществляет обучение, воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья, создает благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности ребенка в самообразовании и получении дополнительного образования (Устав).

МБ ДОУ обеспечивает обучение, воспитание и развитие детей в возрасте от 1,5 лет до прекращения образовательных отношений в группах общеразвивающей и коррекционной направленности. Программа разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей, воспитывающихся в МБ ДОУ «Детский сад №158» для детей с аллергическими заболеваниями (аллергопатологией), нарушениями развития речи.

Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики.

Предельная наполняемость групп общеразвивающей направленности определяется согласно СанПиН, исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты:

  • для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, фактически находящегося в группе;

  • для групп дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

    Ежегодный контингент воспитанников формируется на основе социального заказа родителей.

    Комплектование групп определяется:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования;

  • Порядком комплектования государственных образовательных учреждений г.Новокузнецка;

  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

  • Уставом МБ ДОУ.

В МБ ДОУ функционируют следующие возрастные группы (всего 5 групп):

  • для детей от 1,5 до 3 лет (1 младшая группа);

  • для детей от 3 до 4 лет (2 младшая группа);

  • для детей от 4 до 5 лет (средняя группа);

  • для детей от 5 до 6 лет (старшая группа);

  • для детей от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).

Средняя, старшая и подготовительная к школе группы – логопедические.

Все группы компенсирующей направленности, для детей с аллергопатологией и желудочно-кишечными заболеваниями.

Образовательный процесс в МБ ДОУ «Детский сад №158» строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

 

Основные характеристики воспитанников: возрастные и индивидуальные.

Характеристику особенностей развития детей необходимо осуществлять через представление возрастного периода детей, социальной ситуации развития детей в этом возрастном периоде и их ведущей деятельности.

 

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность ребенка

1,5-3 года

Ситуация совместной

деятельности

ребенка со взрослым

на правах

сотрудничества

раскрывается в

отношениях:

ребенок –

предмет-

взрослый.

В этом возрасте малыш всецело поглощен предметом. Погруженный в предметное действие, он не осознает факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Ребенок  еще   не   может  самостоятельно   открыть функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указываю   на   то,   как   их   надо   использовать.   Таким   образом, социальная   ситуация   развития   содержит   в   себе   противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие, но осуществляться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью ребенка данного возраста становится предметная, а средством ее осуществления выступает ситуативно-деловое общение. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними. В предметной деятельности у ребенка формируется активная речь; складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивной деятельности; возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

3-7 лет

На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок открывает для себя мир человеческих отношений.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность

удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник.

Это период наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, период интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если в конце раннего детства ребенок говорит: «Я большой», то к 7 годам он начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность - учебную. В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности: игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение; формируется как техническая, так и мотивационно-целевая сторона разных видов деятельности.

Главным итогом развития всех видов деятельности являются, с одной стороны, овладение моделированием как центральной умственной способностью, с другой стороны, формирование произвольного поведения. Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению. В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они всё более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира. В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение          мотивов,  формируется

дифференцированная самооценка и личностное сознание.

 

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

 Дошкольники с  общим недоразвитием речи — это дети споражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе исохранном интеллекте (ЛевинаР. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи свыраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (ЛевинаР.Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одниитеже лепетные слова используются для обозначенияразныхпредметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятияи воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибкив употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных формит. д. Пониманиеобращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, ноиосновныхцветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

          Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутойфразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает всечасти речи. Приэтом может наблюдаться неточное употребление лексическихзначенийслов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительныеи прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибкив согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражатьсяв искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех-ичетырехсложныеслова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается кнорме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать впамяти фонематический образсловапри понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточнаявнятностьречии нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально- оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания иотборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой  категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети собщим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

 

Характеристика детейс аллергопатологией

и желудочно-кишечными заболеваниями

 

МБ ДОУ «Детский сад №158» посещают дети с аллергопатологией.

Существует два фактора развития аллергии: окружающая среда и генетическая предрасположенность. Наиболее выраженная генетическая связь наблюдается между матерью и ребёнком. Родители передают ребёнку только общую предрасположенность к заболеванию, но не чувствительность к конкретному аллергену вероятно причина заключается в том, что IqE вырабатывается в повышенных количествах, причем унаследованная склонность к аллергии может проявиться не сразу, а в течение всей жизни. Иногда у ребёнка, склонного к аллергии, данная реакция начинает проявляться с момента рождения, что резко отличает его от других новорожденных. Это заставляет экспертов-аллергологов считать, что в период беременности на плод начинает действовать какой-то фактор развития аллергии.

Существует несколько видов аллергии, так как практически любое вещество может стать для кого-то аллергеном. Самым распространённым заболеванием считается пищевая аллергия, при которой аллергенами являются продукты питания. Под непереносимостью пищевых продуктов мы понимаем оказываемое ими побочное действие. Последнее может вызваться "истинной аллергией", псевдоаллергией (например, высоким содержанием гистамина в пище), неиммунологическими причинами, когда пища вызывает повышенное выделение гистамина и, наконец, пищевыми отравлениями. Кроме того, возможна и психогенная "непереносимость" той или иной пищи. Возвращаясь к  истиной пищевой аллергии, мы понимаем под ней аллергию, обусловленную иммуноглобулином Е. При этом возникает реакция немедленного типа, наступающая в течение нескольких минут до 2 часов, во время которой в крови можно обнаружить иммуноглобулин Е - антитела против определенных составных частей пищи. Такие реакции не стоит путать с реакциями замедленного типа, наступающими через несколько часов или на следующий день, последние обуславливаются определенными типами лейкоцитов.

Пищевая аллергия не ограничивается нарушениями желудочно-кишечного тракта, а поражает и другие органы. В некоторых случаях тяжелые хронические симптомы приводят к нарушениям всасывания в кишечнике, что ведет к истощению. Устранение непригодной пищи приводит к немедленному улучшению. Среди детей страдающих поносами, лишь небольшая часть страдают заболеваниями аллергической природы. Тем не менее, всегда следует думать, в первую очередь, об аллергии.

Пищевая аллергия варьирует от кратковременного и легкого недомогания вплоть до смертельных исходов, которые, к счастью, редки. Часто пищевая аллергия не распознается из-за неспецифических проявлений или потому, что о ней не думают.           С другой стороны, ее подозревают там, где ее нет, и начинают мучить ребенка различными диетами, далеко для него небезразличными. Дети страдают пищевой аллергией, чаще, чем взрослые. Это происходит от еще несовершенного пищеварения, при котором через кишечную стенку проникают крупные белковые частицы, способные сенсибилизировать организм.  

Отрицательную реакцию организма на некоторые составляющие своего рациона, испытывают многие люди, но ярко выраженная аллергическая реакция бывает только у 20%. Реакцию у таких людей могут вызвать даже крошечные порции пищевого аллергена, который наиболее опасен в сыром виде. Высокотемпературная обработка уменьшает активность аллергена или вообще устраняет её.

Чаще всего пищевая аллергия возникает у грудных детей, кишечник которых ещё физиологически незрелый, а высокие концентрации аллергенов воздействуют на только ещё закладывающуюся, очень хрупкую иммунную систему ребёнка.  В этом случае правильное питание новорожденного в первый год жизни – одно из самых важных профилактических мероприятий, необходимых для предотвращения возникновения в будущем пищевой (и не только пищевой!) аллергии у ребёнка. Правильное питание позволяет более чем 85% детей, имеющих в первый год жизни непереносимость коровьего молока, впоследствии «пережить» пищевую аллергию и к трём годам избавиться от непереносимости данного продукта. Аллергия к другим пищевым продуктам с возрастом так же может исчезнуть, но, к сожалению это происходит реже, чем исчезновение аллергии к молоку. Дети, у которых с возрастом сохраняется аллергия к молоку или другим пищевым продуктам, имеют определённый риск развития целого ряда аллергических заболеваний.

Как правило, нарушения здоровья и проблемы в развитии детей носят комплексный характер. В своей работе, "Почему детям бывает трудно учиться", С.Н.Зинченко обращает внимание на то, что у ребенка вследствие длительной, истощающей весь организм болезни (в том числе бронхит и различные аллергические заболевания) возникают астенические состояния: повышенная утомляемость, утрата способностей к длительному физическому и умственному напряжению. Такое состояние мешает ребенку усваивать программу ДОУ, так как работоспособность неровная и зависит от интеллектуальной, эмоциональной и двигательной нагрузки. Для детей с хроническими заболеваниями характерны соматическая ослабленность, а также вторичные нарушения психического, и в том числе речевого развития, поведенческие расстройства, сниженная умственная работоспособность, проблемы в развитии эмоционально–волевой сферы. Поэтому данная Программа учитывает особенности детей с аллергопатологией.

Аллергия способна принимать десятки разных обличий. Основные проблемы, связанные с аллергией – кашель, отдышка, расстройства пищеварения и сыпь. Та же аллергия вызывает астму, сенную лихорадку, экзему, кожные повреждения. Поскольку уклонение от аллергенов обычно бывает лучшим средством лечения то, чем больше мы узнаём о нашей индивидуальной – и совершенно уникальной – форме аллергии, тем больше шансов полностью избавиться от неё.

Для внедрения ранних мер по предупреждению пищевых аллергических реакций было создано муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №158», где дети могут получать полноценное питание, избегая попадания аллергенов. Формирование адекватного отношения к продуктам питания у детей с аллергическими патологиями начинается с І младшей группы. Показанием для направления ребенка в детский сад является заключение врача-аллерголога и врача-педиатра о наличии у ребёнка аллергических заболеваний.

В созданных коллективом дошкольного учреждения благоприятных условий с гипоаллергенным бытом, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических норм, для пребывания в нём детей с аллергопатологией квалифицированными педагогами в совместной работе  с медицинским персоналом проводится оздоровительно-профилактическая, коррекционно-педагогическая и психологическая работа, которая направлена на:

- укрепление здоровья детей с аллергопатологией через осуществление комплексной системы психолого-педагогических и профилактических оздоровительных мероприятий;

- осуществление образовательного процесса, направленного на полноценное физическое, интеллектуальное и духовное развитие детей на основе личностно-ориентированного подхода и создания в детском саду благоприятного психологического климата.                                                                                                                   

Важнейшим фактором комплекса профилактических оздоровительных мероприятий с детьми,  имеющими нарушения иммунной системы и желудочно–кишечную аллергопатологию, в образовательном учреждении являются:

- правильная организация диетического рационального питания с индивидуальной коррекцией,

- привитие детям с аллергопатологией положительного отношения к продуктам питания, входящих в рацион детей,

- формирование осознанного отношения детей к здоровому образу жизни через организацию питания;

- преемственность в работе медицинских работников, педагогов, узких специалистов и вспомогательного персонала;

- тесный контакт с родителями.

При оформлении ребёнка в детский сад с родителями беседуют о питании ребёнка в домашних условиях:

    1. необходимо выяснить какой у него аппетит,

    2. ест ли он разнообразную пищу или у него избирательное отношение к ней,

    3. приучен ли он питаться самостоятельно или его надо кормить,

    4. какие продукты можно употреблять ребёнку, а какие противопоказаны.

      Диагностика пищевой аллергии представляет большие сложности в связи с отсутствием единых методических подходов, унифицированных методов диагностики непереносимости пищевых продуктов, позволяющих выявить всё многообразие механизмов, принимающих участие в реализации гиперчувствительности к пищевым продуктам. В лечении пищевой аллергии важнейшее значение имеет назначение адекватного рационального питания, соответствующего по объёму и соотношению ингредиентов возрасту больного, его весу и другим факторам.

      Индивидуально для каждого ребёнка составляется диета, из которой исключаются продукты, обладающей повышенной аллергичностью. Этот список довольно велик, ведь у каждого свой аллерген на фрукты (яблоки, груши, вишня, абрикос, персик и другие) и овощи (помидоры, шпинат, морковь, капуста и так далее). Есть дети, которые страдают сразу непереносимостью молока, яиц, злаков и трудно представить себе, сколько продуктов питания необходимо им исключить из своего рациона.

      Для воспитателей и их помощников составляются вспомогательные перечни, где перечислены фамилии воспитанников с запрещенными продуктами питания.

      Врачом-аллергологом, врачом-педиатром  дошкольного учреждения проводятся индивидуальные консультации с родителями по созданию гипоаллергенного быта в домашних условиях, даются рекомендации по соблюдению диетического питания, сбалансированного по составу белков, углеводов, микроэлементов и витаминов,  согласно диагнозу ребёнка и установленного перечня дозволенных ему продуктов питания. 

      Образовательный процесс в МБ ДОУ «Детский сад №158» строится с учетом современной социокультурной ситуации развития ребенка, показателями которой являются следующие:

 

  1. Бóльшая открытость мира и доступность его познания для ребенка, большое количество источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек), в связи с чем информация, доступная для ребенка, может быть агрессивной. Задача педагогов и родителей: нивелировать (сгладить) агрессивность среды.

  2. Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью. Разница, иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру. Задача педагогов и родителей: сформировать базовые ценности, традиции, в которых ребенокучится существовать.

  3. Сложность окружающей среды с технологической точки зрения.Как следствие, нарушение устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям. Взрослый – не единственный источник информации. Опережение ребенка в освоении технических новинок. Ребенок-дошкольник может быть источником новой информации. Задача педагогов и родителей: освоение современных ИКТ- технологий (идти «в ногу со временем»); поддержка активности и инициативности ребенка (дать возможность быть не ведомым, а ведущим); формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка: креативности, коммуникативности, умения работать с информацией, организовать свою собственную познавательную деятельность, сотрудничать и др.

  4. Быстрая изменяемость окружающего мира. Новая методология познания мира в условиях постоянного обновления знаний, переизбытка информации. Задача педагогов и родителей: создать условия для овладение ребенком комплексным инструментарием познания мира (не передавать готовые знания ребенку, а научить их самостоятельно добывать, открывать, применять в реальном мире); вооружить способами познания окружающего мира; дать понятие, что есть важная информация (здесь, сейчас и навсегда) и второстепенная.

  5. Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов.Негативное влияние на здоровье детей – как физическое, так и психическое. Возрастание роли инклюзивного образования. Задача педагогов и родителей: формирование здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья; формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.  

 

Кроме того, при организации образовательной работы с детьми учитываются социокультурные условия Новокузнецка.

Новокузнецк - южная столица Кузбасса с большим многообразием музеев, театров, парков, памятников архитектуры – позволяет включить в содержание дошкольного образования вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького новокузнечанина.

Воспитание новокузнечанина обеспечивается созданием единого воспитательного пространства города, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни.

 

Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются:

  1. Физическое развитие дошкольников, охрана и укрепление здоровья детей с хроническими аллергическими заболеваниями, внедрение здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий;

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми проводится с использованием принципов здоровьесберегающей педагогики и здоровьесберегающих образовательных технологий. Работа педагогов всего коллектива направлена на формирование образовательной системы, которая основывается:

- на разумном приоритете ценностей здоровья и здорового образа жизни при организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками и их семьями;

- создание саморазвивающейся среды со здоровьесберегающими функциями;

- формирование единого здоровьесберегающего пространства семьи и детского сада.

Задачи:

  •  заботиться о психофизическом здоровье детей, закаливать организм;

  • формировать представление о здоровом образе жизни, двигательные умения и навыки, личностные качества;

  • развивать интересы и потребности, создавать условия для успешности детей в любом виде деятельности, в том числе двигательной, в соответствии с их образовательной траекторией;

  • создавать условия для налаживания взаимоотношений детей и взрослых, формировать благоприятный психологический климат в группе;

  • для формирования адаптации и мотивации к обучению в детском саду, обеспечивать физическую и психическую готовность к общению и обучению в школе;

 

Особенности работы по данному направлению:

- в течение всего дня дети находятся под наблюдением и контролем педагогов и квалифицированных специалистов,  заботящихся о максимальной интенсификации и оптимизации двигательного режима;

- полностью обеспечиваются гигиенические условия для физического развития, правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливающие мероприятия, на основе чего формируются гигиенические навыки;

- созданы благоприятные возможности  для эффективного сочетания всех основных средств и форм физического воспитания и интеграции его с основными линиями детского развития;

- используются  здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии с детьми и родителями, педагогами детского сада.

 2. Оказание коррекционной помощи детям с нарушениями речи.

3. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и воспитание патриотических чувств.

 

Основные направления деятельности по реализации Программы:

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  • Работа по повышению эффективности развивающей предметно-пространственной среды каждой группы и общих помещений учреждения посредством ее насыщения специализированным оборудованием и развивающими пособиями, играми и игрушками.
  • Систематический мониторинг усвоения воспитанниками всех возрастных групп программных задач с целью дальнейшего усовершенствования системы воспитательно-образовательной работы педагогического коллектива в целом, и каждого педагога в частности.
  • Тщательный отбор содержания, методов и приемов работы с воспитанниками с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей и непременным соблюдением прогрессивных дидактических принципов в воспитательно-образовательной   работе.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

  • Работа по повышению эффективности методической базы детского сада посредством расширения, насыщения и систематизации системы практического, методического, программного и наглядного обеспечения работы с педагогическими кадрами
  • Создание условий для качественного самообразования педагогов; отбор содержания, методов и приемов методической работы с кадрами
  • Создание условий для качественного самообразования педагогов, обобщения и распространения передового опыта; отбор содержания, методов и приемов методической работы с кадрами.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Работа по повышению информативности воспитательно-образовательного пространства групповых и общих помещений детского сада посредством оформления тематических и познавательных выставок и стендов наглядной педагогической пропаганды
  • Систематический анализ уровня психолого-педагогической культуры родителей воспитанников учреждения; анализ удовлетворенности родителей качеством воспитательно-образовательной работы
  • Отбор содержания и методов работы с родителями по повышению уровня психолого-педагогической культуры семей; создание условий для максимального привлечения родителей к участию в воспитательно-образовательной деятельности.